Важные правила керлинга кратко: игра для чайников

В переводе с английского языка, «керлинг» исходит от слова «крутить» – «curl». Для спортивной игры требуется участие двух команд. Целью состязания является отталкивание по ледовой поверхности специально созданного камня, оснащенного ручкой в середине круга, до цели — дома.

История

Первый камень для игры в Керлинг, 1645 год

Керлинг впервые возник в Шотландии, и этому есть доказательства – был обнаружен камень, датированный 1511 годом. Его нашли после осушения пруда вблизи города Данблейне. Спортивно-исторический артефакт хранится среди экспонатов музея Стирлинга Смита. Само же название «керлинг» возникло в печатных изданиях в начале 17 века в поэме шотландского поэта Г. Адамсона, опубликовавшего свое произведение в Перте.

Первым клубом керлинга в мире является созданный в 1716 году Kilsyth Curling Club, действующий до сей поры. И не удивительно, что именно пруд Килсайт размером 160 х 250 метров считают самой старой площадкой для состязаний. Официальные правила игры в керлинг были разработаны Королевским Каледонским клубом.

Интересен тот факт, что изначально в качестве спортивного снаряда использовали плоскодонные речные камни непропорциональных размеров и форм. Популярность игра обрела в Шотландии в 16 и 17 веках, чему способствовали климатические условия в зимний период. Впервые чемпионат по керлингу прошел в городе Фолкерке, Шотландия в 1959 году — победителями стали канадцы. В те времена в состав участников могли входить только лица мужского пола.

Керлинг правила игры для чайников

Нельзя сказать, что керлинг и на данном этапе обрел такую же популярность, как и другие виды спорта. Нет широкого освещения соревнований по телевидению, на радио. Но все, же у него есть своя армия поклонников как на северных, так и южных широтах. Любители керлинга дали ей достойное прозвище – «шахматы на льду». Здесь также необходимо сохранять терпение, быть точным и рассчитывать ходы наперед.

Правила игры в Керлинг несложные, но их нужно обязательно знать каждому начинающему игроку:

  • В игре принимает участие 2 команды, в которой по 4 человека. Они двигают камень в центр, то есть к «дому», за счет чего накапливаются очки. Перед движущимся камнем необходимо тщательно прочищать, подметать дорожку, что влияет на скручивание и скорость.
  • Временных четких рамок в игре нет. Каждый матч – энд, состоит из дести периодов, если турнир менее масштабен – то восемь. Длительность от 10 до 15 минут, весь энд занимает от 30 минут до нескольких часов.
  • Поверхность изо льда должна быть в виде листа или ленты шириной до 5 метров, что дает возможность располагать до нескольких площадок. В керлинге в отличие от других видов спортивных состязаний на льду, спортсмены не носят коньки. Обувь специальная, подошва гладкая для усиления скольжения.
  • Каждая команда отталкивает по 8 камней, очки подсчитываются комиссией, итоги подводят после выполнения всех забросов. Перед началом происходит жеребьевка, после которой победителю вручается камень с определенным оттенком ручки. Очки насчитываются за камни, которые ближе всего к «дому». При этом снаряд должен или касаться круга, или ручка должна зависать над ним.
  • Победителем состязания будет тот, кто получит большее количество очков после завершения матча. При равном результате, происходит розыгрыш дополнительного этапа.

В ходе поединка любой участник может признать поражение за собой, если полагает что не может победить. Однако некоторые турниры имеют особые правила, при которых игрок должен сыграть определенное количество матчей (эндов).

Основные правила Керлинга кратко

Аккредитацию на керлинг можно получить от руководящего органа, коим является World Curling Federation (WCF). В состав Федерации входят члены из 61 Национальных федераций. Российская федерация стала участником ассоциации в 1992 году. Международная организация способствует развитию керлинга путем формирования сети ассоциаций и представляет его на мировой спортивной арене. Главная задача WCF — разработка и фиксация утвержденных ею же правил для керлинга на различных уровнях соревнований.

Современный керлинг представляет на международной арене команды с участием лиц обеих полов, существуют юниорские команды, старшие возрастные группы, состязания которых проходят в полном соответствии с правилами. Особый режим и правила устанавливаются только для участников состязаний на колясках.

Керлинг-лист (curling sheet)

Поверхность поля для керлинга должна быть прямоугольной, покрытой толстым слоем ровного льда: 44,501-45,72 м в длину и 4,318-4,75 м в ширину. Периметр области ограничивается линиями, прочерченными строго по релизу.

Интересный факт: при проведении международных соревнований, для керлинга готовятся площадки с естественным ледовым покрытием. При подготовке производится разбрызгивание водяных капель таким образом, чтобы поверхность напоминала галечную, за счет чего при движении камня максимально уменьшается сила противодействия.

Дом – цель бросков, расположен по центру, где пересекаются линии center line, расположенных вдоль середины игрового поля и параллельной от back line линии tee line, продолженной на 4, 9 м. Они представляют собой разделители, делящие  цель на кварталы. В центре дома кнопка и три концентрических кольца, диаметр которых равен 4, 8 и 12 футам. Дом должен отличаться по цвету – окрашивают круг или укладывают материал из винила иного цвета. Для подсчета очков в керлинге, снаряд должен как минимум касаться круга цели. Идеальный вариант – остановка круга на кнопке, в остальных случаях кольца используются для визуальной оценки близости круга к центру дома. В 11 метрах от back line и параллельно ей проводится hog line.

Фиксация hack line происходит в 3,7 метрах за каждым центром. Открытые типы катков вмещают в себя 2 линии для фиксации hack line.

Камень для керлинга

Изготавливается камень, называемый у спортсменов «скалой» из гранита, для международных игр допускают гранитные снаряды, изготовленные из скал с Уэльса или острова Эйса Крейта. Вес круга должен быть 17-24 и 19-96 кг, окружность – 914,4 мм максимум, высота – 114,3 мм минимум.

С ледовой поверхностью соприкасается только кольцо диаметром 13 см, ширина которого равняется от 6,4 до 12,7 мм. Внутри кольцо вогнутое и полое. Удобная рукоятка прикреплена болтом. На международных состязаниях может применяться электроприбор, устанавливающий, прикасался ли спортсмен к рукоятке при прохождении камня по hack line.

При разломе «скалы», новый устанавливается в точке, согласованной командами. В противном случае, матч переигрывается. При падении круга на бок, на ручку – его убирают из игры.

Метла

Участники игры еще до начала энда должны указать, каким подметающим устройством будут пользоваться. Щетки, метлы необходимы для уменьшения трения и улучшения скольжения круга по льду. Строгих регламентирующих правил, касательно материала и габаритов не существует. Спортсмены пользуются полыми стекловолоконными трубками, дюбелями из деревянных материалов с щетиной на конце из завитого конского волоса.

Интересный факт: производители спортивных снарядов стали выпускать круги  для керлинга с направленным ворсом для максимального удобства, на которые в состязаниях 2015-2016 годов были введены запреты Всемирной Федерацией Керлинга (ВФК).

Расположение метлы во время соревнований должно быть таковым, чтобы она не была помехой для участников. При сломе метлы происходит немедленная замена на такую же.

Доставка или бросок

Энды проводятся при участии 2 команд, в каждую входит 4 человека. В каждом матче оба спортсмена поочередно доводят подряд по 2 камня. Право первого разыгрывается простым и проверенным путем – подбрасыванием монетки.

В игре регламентируются как позиции, так и действия участников. Бросанием и подметанием камня занимаются все, кроме капитана – скипа, он направляет действия команды, удерживая метлу в доме.

За капитаном остается два последних броска, но по правилам не запрещена доставка в начале энда. В функции скипа входит оценка ледового покрытия, параметры камня, выбор тактики игры и бросков.

Важно: перед броском тщательно очищается поверхность круга, подметается трек для полного удаления сора, способного изменить путь движения, что может повлечь порчу броска и проигрыш.

Существует два вида бросков: без отрыва ног от поверхности пола и Манитобу, при котором происходит скольжение игрока по ледовой поверхности.

Важный момент – игроку нужно убрать руку с круга до пересечения передним краем hack line. В противном случае его исключают из игры.  При броске камня противостоящей стороны, после его торможения происходит замена на снаряд делавшего доставку игрока. При нарушении очередности энд доводят до конца, не учитывая ошибки, при этот метатель производит свой крайний бросок. Если игрок делает в одном периоде чрезмерное количество бросков – игру продолжают, но снижается численность доставок у нарушителя.

Свипинг

После броска в дело вступают «подметальщики», они действуют строго по указанию скипа. При трении метлами и щетками лед немного тает, что усиливает движение круга. Но данная процедура не так уж и проста. Не всегда могут пойти на пользу и прямота и дальность, которую обеспечивают игроки. Во время энда существует тесная взаимосвязь – они делятся всеми деталями, начиная от данных о линиях и заканчивая параметрами камня. Работает система счисления, за счет которой передается информация о том, в какой из 10 зон подметальщики могут остановить снаряд. Применяются секундомеры для отсчета до ближайшей или задней линии, hack line. Перечисленные способы правилами керлинга не запрещены и ими можно пользоваться свободно.

Осуществляющие свипинг располагаются по противоположным сторонам следования снаряда.  Ручка щетки должна быть зафиксирована в руке строго по правилам – одна рука на одной трети от верхней части рукоятки, другая на одной трети от начала самой метлы. Сама же щетка должна располагаться так, чтобы можно было оказывать максимальное давление на ледовую поверхность. Сам же процесс свипинга разрешен на любой точке линии, вплоть до tee line.  Но как только линию пересек передний край снаряда, свипинг позволен только одному игроку.

Типы бросков в керлинге

Чтобы добиться результата, были разработаны несколько видов бросков, используемых при различных стратегиях.

  • Снаряд защитник, камень-охранник (guard) — располагается возле удачно установленного камня или зоне. Функция защитника – защитить этот снаряд или сделать все, чтобы затруднить бросание противодействующей командой.
  • Антифриз – сложный и редкий вид броска, с помощью которого камень доставляют таким образом, что располагается в конце пути за уже участвующем в игре снарядом.
  • Draw (дро) – брошенный снаряд не сбивает другие, ставится перед домом или в нем.
  • Кетчер – камень устанавливается за ти-лайном и является помехой для удаления других.
  • Blast (взрыв) – мощный бросок для удаления камней из игры. Его в основном используют в крайнем случае, когда невозможно сделать другие важные выстрелы.
  • Двойной вынос — данным выстрелом можно удалить два камня. В случае если удаляется один снаряд и брошенный, выстрелом действие считать нельзя.
  • Рейз тейкаут – бросок, при котором происходит столкновение доставленного со второй скалой, выбивающим третий.
  • Рейз – выстреленный круг толкает второй в дом.

«Горящий камень»

Нарушением является касание снаряда какой-либо частью тела или метлой. Игрок должен сообщить об этом и наказание в таких случаях зависит от того, из какой команды было касание и в какой зоне. По правилам игры учитывается – оставался ли снаряд на месте до момента его изъятия из игры. Если происходит прикосновение к неподвижному снаряду – нарушения нет, достаточно его поставить на прежнее место. Что касается неофициальных состязаний, то решение об оставлении скалы в игре принимает скип команды.

Молот

Молот (hammer) – это последний снаряд, доставляемый в игре и его бросок имеет важное тактическое значение. Разыгрывается молот до начала игры подбрасыванием монетки или «ничьей» на кнопке. Розыгрыш проводится на крупных международных соревнованиях – игроки делают бросок и чей снаряд ближе к дому, тот и побеждает.

Далее все решают этапы – кто не забил в предыдущей игре, тот уступает право первенства на молот.

В ситуации, когда у команды не получилось довести снаряды до дома, для энда засчитывается «глухим» и право крайнего броска камня остается в той же команде.

Набирать очки с молотом намного легче, поэтому стратегия направлена на накопление хотя 2 очков. Если скип понимает, что не получится взять больше одного очка, он может принять решение не концентрировать стратегию игры на наборе баллов, чтобы получить право на последний бросок. Таким образом, можно заработать два балла пир лучших условиях в следующем этапе.

Свободная охранная зона (fgz)

Зона, где скручиваются хог и ти линии, называется свободной охранной зоной (за исключением дома). Существует «правило 5 камней», согласно которому удалять камни снарядами противоборствующей стороны невозможно до тех пор, пока не разыграют 5 скал – 3 с одной стороны и 2 с другой с молотом. В противном случае, при сбое снаряда в СОЗ, он устанавливается на прежнее место, а камень противника убирается.

Ввели данную норму не так давно из-за устоявшейся привычки лидерами выбивать все снаряды противоборствующей команды. У соперника оставалось мало возможностей для маневров. Из-за расстроенных фанатов, посчитавших такой подход к игре скучным, были созданы ответные стратеги. Одна из них называется «тик». Игрок пытается сбить защитный снаряд в сторону как можно дальше, чтобы его невозможно было использовать. При этом высока вероятность замены охранника из-за ущерба от сильного удара.

Curling стратегии

Выбор стратегии влияет на весь процесс игры и выигрыш. Его разработкой занимается опытный спортсмен, участник множества масштабных состязаний. Стратегия зависит от разных факторов:

  • параметров ледового покрытия;
  • состояния льда;
  • параметров снаряда;
  • параметров метлы и т. д.

Важно учитывать мастерство соперников, численность баллов, количество периодов. Есть два способа – оборона или атака, при втором варианте агрессивной игры зрителей ждет накал страстей, она становится захватывающей, особенно если счет к концу остается равным.

При отсутствии преимущества в метании последнего снаряда, команда может прибегнуть к закрытию четырехфутовой зоны в цели, что существенно ограничит доступ соперников к дому. А при наличии молота, имеющая преимущество команда оставляет зону открытой.

Для имеющей последний снаряд команде создается идеальная ситуация – необходимо набрать всего 2 балла. 1 очко нивелирует возможность на молот, остается только одно – команда старается выбить из цели снаряды противника, чтобы победа не доставалась никому.

Оборонительная тактика больше используется лидирующей командой. Она бьет по камням соперника, чтобы он не получил очков. Нельзя оставлять камни в игре – их можно сбить или вернуть назад снаряд, расположенный в ти лайн, заморозить его в случае нахождения за этой линией. Такой камень убрать сложно – он находится за снарядом другой команды, поэтому используется «пилинг» — брошенные камни будут не только цеплять замерзший, но и сами вылетать из энда.

Подсчет очков в игре

Победителем энда становится игрок, заработавший больше всего баллов по окончанию всей игры. Они засчитываются после каждого энда согласно определенной системе: забрасывается 8 камней и выигрывает тот, снаряд которого расположен ближе всего к дому. Поэтому до завершения матча есть возможность маневрировать и прибегать к стратегии.

Баллы засчитываются при расположении камня в пределах двенадцатифутовой зоны, или же его часть находиться за краем целевого круга. Не всегда это можно определить визуально, поэтому применятся специальные приборы для измерения.

Виды табло

Набранные баллы отражаются на табло, их несколько видов:

  1. Стилистика бейсбола – отмечаются энды от 1 до 10, в крайнем случае 11 в качестве дополнительного. Ниже по строке на команду. Правая часть табло отражает результат и общий счет.
  2. Клубное табло. Чтобы подсчитать очки, используются карты (11 значений). Целые цифры соседствуют с накопленными очками, установленные в командных рядах числа отражают энды, в ходе которого спортсменом был набран кумулятивный балл.

К примеру, цвет команды победителя по рукоятке снаряда красный. Она набрала 3 очка – рядом с ними в красном ряду ставится число 1. Набрано еще 2 очка при втором матче – 2 ставится возле 5 в том же красном ряду, указывая на 5 бальный счет команды. В случае отсутствия баллов у обеих команд – отражается нулевой результат. Пустые энды отражены справа, в дальнем столбике.

Что такое «снеговик»?

Любимое слово керлингистов – «снеговик», оно означает, что команда набрала 8 очков. Канадская ассоциация вручает за такой результат награду, и в последний раз ее вручили в 2007 году – выигрыш составил 8 тысяч долларов. В олимпийских соревнованиях таких выигрышей не было, разве что приближенная цифра в «7 очков». Балл для команды заработала Ева Муирхед, шотландская керлингистка, участвовавшая в Зимних Олимпийских играх в Сочи. Результат в «6 очков» был достигнут в 2018 году на Олимпиаде при состязании команд из США и Швейцарии.

Призовой фонд за самую известную «восьмерку» получили участницы Турнира Большого шлема – выигрыш составлял 100 тысяч долларов (канадских). В противоборство вступили чемпионка мира Келли Скотт и Кети Кинг – бронзовый призер.

Подводим итоги

В мире этого вида спорта существует мнение – если у человека присутствует мастерство, значит, он обладает «духом керлинга». Команды, принимающие участие в соревновании, относятся друг к другу позитивно и желают победы. После выигрыша, победителя поздравляют по любому поводу – за эффективную стратегию, отличный бросок, мощный свипинг и т. д. Так что, керлинг можно отнести к спорту, который укрепляет не только физическую силу и дух человека, но и дает возможность обрести новых друзей и поклонников.

Карпов Дмитрий
Оцените автора
( Пока оценок нет )
GoGoBET
Добавить комментарий